В век нейросетей и компьютерной графики настоящее искусство стало цениться ещё больше. Креаторы этих российских фильмов сделали всё сами — от сюжета до каждой детали костюма любимых героев. Собрали истории о создании и нанесении сложного грима в кино. Какой впечатлил тебя больше?
В 2011 году вышел байопик о Владимире Высоцком под названием «Высоцкий. Спасибо, что живой». Когда зрители увидели постер к фильму, а потом и сам фильм, то были шокированы поразительным сходством актёра с настоящим героем. Если сравнить фото реального Высоцкого и кадры из фильма, можно подумать, что на них один и тот же человек. Более того, исполнитель главной роли держался в секрете до самой премьеры, и зрители не могли догадаться, кто же перед ними в кадре. Настолько хорош был грим!
Фантастического сходства Сергея Безрукова с Высоцким удалось добиться благодаря уникальному силиконово-пластиковому гриму, который создавали полгода. Команде художника-гримёра Петра Горшенина потребовалось около 500 фотографий поэта во всех ракурсах. Под увеличительным стеклом делали морщинки и даже поры, специальными иглами проверяли толщину и равномерность «кожи», тестировали её на сокращение и растяжение. В итоге получился комплект из пластических деталей: лоб, нос, щёки, подбородок, которые потом наносили на лицо актёра. Ежедневно Сергея гримировали по четыре часа, и примерно полтора часа уходило на снятие этой «маски». Кстати, каждый день использовался новый комплект, так как после снятия грима его нельзя было примерять повторно. Лови видео о том, как это было.
Любой биографический фильм требует того, чтобы актёр главной роли был максимально похож на своего персонажа. Так, узнав о сложности грима, играть ясновидящую Вангу в сериале «Вангелия» отказались три актрисы. А Елена Яковлева рискнула и согласилась. К слову, зрители тоже узнали звезду далеко не сразу. Грим для актрисы разработал Роман Доренский. Его изготавливали более четырёх месяцев. Маска получилась очень реалистичной и относительно удобной, так как все мышцы на лице у героини могли двигаться. На нанесение этого грима у Яковлевой ежедневно уходило по пять часов.
Кстати, изначально грим для актрисы хотели сделать без отверстий для глаз, ведь Ванга была слепа. Но художник передумал и посчитал это издевательством над Еленой. Всё-таки в перерывах между съёмками она не должна была лишаться зрения.
Интересный и жуткий факт: Яковлева работала в гриме минимум по восемь часов. Всё это время её кожа не дышала под плотной маской — тогда у актрисы стремительно начали появляться реальные морщины и другие изъяны. Лицо звезды потускнело, стало бугристым. В итоге после съёмок Елене пришлось сделать лазерную шлифовку лица. А это процедура не из приятных…
«Когда жара, в нём невероятно сложно играть. На это может решиться далеко не каждая актриса. Но надо сказать, что Елена героически восприняла все вещи, связанные с таким тяжёлым гримом», — похвалили звезду креаторы.
Тяжёлый съёмочный опыт в «Вангелии» ничуть не испугал Елену. В 2017 году актриса появилась в приключенческой комедии «Последний богатырь», где сыграла Бабу-Ягу. Но креаторы решили, что внешность персонажа не должна получиться устрашающей. Всё-таки это добрый семейный фильм, и Баба-Яга там — не коварная злодейка, а просто знахарка, причём довольно обаятельная и с юмором. Однако это не значит, что процесс создания и нанесения грима оказался легче.
На лице Яковлевой была плотная маска, которая собиралась по частям в виде отдельных накладок. Ими также приходилось закрывать уши и шею. А вот для рук создавались специальные грим-перчатки. Самая интересная и сложная деталь — «маникюр» Бабы-Яги. Как тебе такие ноготочки? Весь этот силиконовый комплект накладывали на актрису в течение трёх часов каждый съёмочный день. Кстати, рабочий день на площадке длился двенадцать часов, а есть в таком гриме было практически невозможно. Тогда звезде приходилось «аккуратно» питаться детскими фруктовыми пюрешками из пакетов.
«Это почти как еда для космонавтов! Я вот думаю, как было бы прекрасно, если бы это были не просто фрукты, а какой-то кролик. Это же мечта!» — шутила Елена.
На днях в прокат выйдет новый приключенческий фильм «Сто лет тому вперёд». Пока зрители посмотрели только трейлер и несколько кадров из предстоящей картины. В анонсе их привлёк не только сюжет, но и некоторые необычные образы. Особенно внешность злодея Глота, которого сыграл Юрий Борисов. Он выглядит очень завораживающе, и для этого был использован сложный грим.
Сначала был сделан 3D-скан тела актёра, а на нём был создан дизайн его инопланетного существа. Пластический грим для Борисова занимал более четырёх часов ежедневно. Поскольку большая часть грима наносилась на тело, а не на лицо, Юрию приходилось стоять всё время своего «преображения». В сидячем положении деформировались фрагменты, которые накладывали на тело, руки и голову.
Интересный факт: все образы инопланетян были вдохновлены учебниками по биологии, а именно частями различных насекомых, растений и грибов. Теперь понятно, почему сзади Борисов похож на рептилию.
На самом деле всем актёрам, которые сыграли животных в новом фильме «Бременские музыканты», пришлось несладко из-за безумно сложного и тяжёлого грима. Роман Курцын, исполнивший роль Пса, поделился подробностями его создания и нанесения.
Сам факт, что съёмки проходили при сорокаградусной жаре, уже пугает. А тут ещё приходилось носить огромные маски-головы, в которых и без того было нечем дышать. Креаторы решили использовать минимум компьютерной графики и приложили максимальные усилия для создания реалистичных костюмов животных. Этот грим разрабатывал Пётр Горшенин, упомянутый выше. Он оказался уникальным — улавливал и передавал малейшие движения мимики актёра. Но такой грим приходилось носить по двенадцать часов в день. Для звёзд это было настоящим испытанием, и Курцын даже два раза падал в обморок!
«Я после первого съёмочного дня сказал, что я отказываюсь. Если можно сейчас уйти и отказаться от проекта, я готов это сделать. Мы закончили двенадцать часов, с меня сняли пластический грим, шкуру, капор, зубы, и я подошёл к Лёше Нужному и сказал: “Лёш, это самое сложное, что я делал в кино за 17 лет, и, если можно сейчас отказаться, я готов отказаться”», — поделился Роман в интервью.
Само нанесение этого грима занимало три часа. В ушах, хвостах и зубах животных находились аниматронные элементы, которыми специальные люди на съёмочной площадке управляли с помощью джойстиков.
Фото: соцсети, кадры из фильмов, скриншоты из видео, Глеб Лоскутов, архив журнала «Караван историй»
Loading Cackle Widget...